«…Кое-где этих всадников называют «аскерейя», кое-где «хоскельрейя»…В ночь перед Рождеством и три рождественские ночи они буйствуют более всего, и крестьянин, забывший положить засов перед своими конями или начертить крест над дверью в конюшню, может найти животных утром взмыленными и заезженными, потому что хоскельрейя катались на них, а бродячие мертвецы – это не тот народ, который жалеет коней.»
— Скандинавская мифология
За окном бесконечная зима душит серостью и прохладой незадачливых обывателей. На экраны недавно вышел художественный кинофильм «Викинг», вызвавший немало споров. Да ещё и чай в чашке остыл… А за окном послышался храп галопирующих лошадей и цокот копыт. «Наконец-то Дикая охота, — подумал я. — Заберет меня с собой в свою страну Дикоохотию с голыми нимфами, валькириями и похищениями юных дев».
Чуда, к сожалению, не случилось, я всё ещё в Москве, но ассоциативный ряд заставил меня вспомнить про Петера Арбо — норвежского мастера исторической живописи. Точнее живописи, основанной на скандинавской мифологии.
Мастер родился в Драммене в 1831 году. Учился в Копенгагене, позднее в Дюссельдорфе, поэтому считается представителем Дюссельдорфской художественной школы. На волне всеобщего интереса к истории Скандинавских стран и вдохновляясь романтизмом начала 19-го века Петер быстро нашёл себя в сюжетах на тему мифологии. Картина «Валькирия» была написана в 1864 году, в 1866 году была выставлена в Стокгольме и куплена королём Карлом XV. В том же году художник стал кавалером ордена святого Олафа и ордена Вазы.
Полотно «Дикая охота» Петер написал в 1872 году, сейчас оно находится в Национальной галерее Осло. Размеры картины 83х165 см. Для сравнения — вышеприведенная Валькирия написана на холсте размером аж 243х194 см.
Назвал он картину «Åsgårdsreien«, что скорее переводится как «Набег Асгарда», но у нас она всё же известна больше как «Дикая охота».
В скандинавской мифологии Асгард — это небесная Обитель богов. Как известно, древние языческие боги не отличались моральными устоями, а пили, кутили, поощряли войну и вообще развлекались как могли. А богини и мелкие божества зачастую и вовсе были женщинами с низкой социальной ответственностью.
Миф о Дикой охоте известен в Европе повсеместно, но в разных регионах он звучит несколько по-разному. Поздней осенью и зимой обитатели Асгарда спускаются на Землю и устраивают охоту с криками, визгами и всей их нечеловеческой бесноватостью. А охотятся они из спортивного интереса за непорочными девами, нимфами и вообще за теми, кто такое мероприятие как охота не уважает. Короче, тушите свечи, запирайте дверь. В охоте принимают участие валькирии, феи, низшие боги Асгарда, а также души умерших — в особенности тех, кто при жизни пьянствовал, распутствовал и самоубился. Кстати, в славянской мифологии Охота тоже отметилась — в Польше и Чехии она, например, называется Дикий гон или Дикий лов.
Кто же стоит во главе всего этого безобразия? Версии разнятся. Самая распространённая, описанная в том числе собирателем мифов Якобом Гриммом (одним из двух известных братьев), что предводителем является бог Вотан или Один, которого Якоб описал как «Податель всех благ…потерявший всякие моральные принципы, узнаваемые черты и вобравший в себя тёмную сокрушительную силу… Призрак и дьявол». Одина часто сопровождают вороны Хугин и Мунин.
Другой распространённой версией является то, что всем командует фрау Хёлле или Хёльда — богиня плодородия и женского начала (не стоит забывать, что женское начало в средневековье ассоциировалось с непостоянством и хаосом). В некоторых регионах её также называют Бертой. Есть версия, что изначально на картине Арбо предводительницей являлась именно она, а Одина Петер вписал позднее, под влиянием товарищей.
Также в главари часто записывали местных правителей — Карла Великого, Барбароссу и всевозможных шведских королей.
На картине изображено два источника света: снизу холодный лунный свет создаёт атмосферу тревоги и символизирует надвигающуюся опасность, справа тёплый золотой свет Асгарда символизирует торжество небес. Но небеса тут надо понимать в сугубо языческом смысле — как обитель богов. Стоит обратить внимание также на нехарактерный приём 19-го века в живописи — заваленный горизонт. Он уравновешивает линию, создаваемую группой фигур и добавляет динамики композиции. Передние всадники, понятно, тоново выделены на передний план, что не скажешь об Одине — думаю, это может служить лишним подтверждением версии о том, что он был написан позднее.
Есть у Арбо и другое полотно на эту тему, менее известное. На нём изображены мёртвые всадники и гончие, которые также фигурируют в некоторых версиях мифа…
Ну а в завершение — небольшая подборка других работ мастера, некоторые из которых мне чем-то напоминают работы Виктора Васнецова.
насколько нужно быть невежественным, что так глупо переназвать картину! Набег Асгарда и Дикая охота — ничего общего меж собой не имеют! Теряется сразу и смысл, и понимание, и сразу вскрывает невежественность в вопросе у того, кто решил переименовать!
НравитсяНравится